Форум » Всё о технике и вооружении армий мира » ИСТОРИЯ ТАНКОВ » Ответить

ИСТОРИЯ ТАНКОВ

Николай П-н: Уважаемые форумчане! Предлагаю информационный материал об истории создания танков.

Ответов - 241, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 All

Николай П-н: Танки в мировой истории и их боевое применение. Слово "танк" произошло от английского слова tank, то есть "бак" или "цистерна". Происхождение такого названия вызвано тем, что при отправке в 1-ю Мировую войну на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что в Англии российским правительством заказана партия цистерн для питьевой воды. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн (благо, гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии). Так это название и прижилось. Решение о постройке танков впервые было принято англичанами в 1915 году и уже в 1916 его первая модель, пройдя испытания, получила первый заказ на производство 100 машин. Это был танк Марк Mk.1 (первый в истории) — довольно не совершенная боевая машина, выпускавшаяся в двух модификациях — "самец" и "самка" Боевой вес танка "самца" "Марк МК-1" составлял 28 тонн (у "самки" 27 тонн). Скорость 4,5 км/час (на местности - 2 км/час). Бронезащита от 5 до 11 мм. Вооружение "самца" составляло из 2-х 57-мм пушек и 3-х пулеметов. На "самке" устанавливалось 5 пулеметов. Экипаж составлял 8 человек. Мощность двигателя 105 л.с. Запас хода 19 км. Всего было изготовлено 150 таких машин - поровну "самцов" и "самок". Впервые в мировой истории танки были применены в сентябре 1916 года, в сражении англичан против немцев у маленькой французской речки Сомма. В бою планировалось использовать 49 машин, которые англичанами были приготовлены для атаки, но на исходные боевые позиции их смогло выдвинуться только 32 (17 единиц этой техники вышло из строя еще на подходе из-за технических неполадок). ...Прежде чем немцы очнулись, на их позиции навалились невиданные стальные чудовища. Ревя моторами, окутанные огнем и дымом, разрывая густую колючую проволоку и обрушивая блиндажи, танки медленно ползли вперед, неся смятение и ужас, охватившие немцев. См. http://stud.ibi.spb.ru/141/lebeale/html/First_tank.html В пяти часовом бою англичане продвинулись на 5 км. по фронту, и 5 км. в глубину с «экономией» в потерях в 20 раз против обычных. Из 32 танков («Марк МК-1») начавших атаку только 18 фактически завершили боевую операцию: 5 увязло в болоте, еще у 9-ти испортились механизмы. Сражение на французской речке Сомма поведало всему миру о рождении нового грозного оружия 1-й Мировой – танков. Танк преодолевал проволочные заграждения и траншеи шириной 2,7 метра. Броня держала попадания пуль и осколков снарядов, но не могла выдерживать прямого попадания снаряда. Хотя из-за малого количества танков фронт не удалось прорвать окончательно, новый вид боевой техники показал свои возможности, и выяснилось, что танки имеют большое будущее. В первое время после появления танков на фронте, немецкие солдаты боялись их панически. В дальнейшем в течение 1917 – 1918 гг. тяжелые танки серии "Марк МК" англичанами многократно модифицировались (от МК.1 до МК.9). Кроме того, с 1918 года по велению времени ими были разработаны и созданы средние танки - МК.А, МК.В. и МК.С, более маневренные и экономичные. Со своей стороны Германия ответила англичанам только в 1917 году танком "A7V". Его боевой вес составлял 30 тонн, скорость 10-12 (16) км/час, мощность двигателей 100х2 л.с., бронезащита от 15 до 30 мм. Вооружение из 1-й 57-мм пушки Максима-Норденфельдта и 5-ти пулеметов 7,92-мм MG-08. Экипаж 15 (16) человек. До танка A7V испытывалось несколько его прототипов, но их серийное производство не было начато из-за различных конструктивных дефектов и технических проблем. Этот танк был спроектирован по наиболее часто используемой в тот период компоновочной схеме с продольной симметрией. Первый его прототип был выпущен немцами в апреле 1917 года, первый опытный образец в сентябре, а первая серийная машина — в октябре 1917 года. Ходовая часть A7V была выполнена по типу трактора "Холт", массивный броневой корпус устанавливался на прямоугольной коробчатой раме, в движение этого монстра приводили два 100-сильных карбюраторных двигателя "Даймер". Из-за чрезмерного веса машина была неповоротливой и слабо проходимой, но при этом хорошо бронированной. Броня защищала экипаж не только от бронебойных пуль, но и от осколков осколочно-фугасных снарядов артиллерии. Экипаж был достаточно велик — 18 человек — и должен был обслуживать многочисленное вооружение. Главные недостатки A7V - очень плохая обзорность (на расстоянии до 10 метров вперёд водитель ничего не видел), большая шумность, высокая температура (до 60 °C) и загазованность внутри самого танка, а также крупные габариты, которые делали его лёгкой мишенью для артиллерии. С октября 1917 по сентябрь 1918 Германии удалось выпустить всего 20 таких танков, потому и серьёзного боевого значения на полях сражений они не имели. "Сен-Шамон" (фр." Saint-Chamond») — французский танк времён 1-й Мировой войны, имел цилиндрические командирскую и водительскую башенки, а броневые бортовые листы доходили до земли, прикрывая ходовую часть. Крыша была плоская. Было собрано 400 таких машин. Последние серийные машины вышли с завода в марте 1918 г. Танк "Сен-Шамон" был вооружён одной 75 мм пушкой и четырьмя пулемётами. Двигатель имел мощность 90 л.с. Экипаж составлял 8 человек. Бронирование : 17 мм.

Николай П-н: Параллельно французами был разработан и принят на вооружение другой танк - средний штурмовой «Шнейдер СА. 1» (Schneider CA) с двигателем мощностью 65 л. с. Его скорость составляла 6 – 8 км/час. При толщине брони 11 мм «Шнайдер СА.1» был вооружен 75 мм пушкой и 2-мя пулеметами. Он же имел вес 14 тонн. Впервые танки Schneider CA были использованы в бою в апреле 1917 г. Тогда французы предприняли наступление на фронте шириной 70 км между рекой Уаза и Реймсом. В тяжелом бою они смогли взять первую линию немецких укреплений между Красном и Берри-о-Ба. Взятие второй линии планировалось провести при поддержке 128 танков из 8 дивизионов. Танки получили задание прорвать оборону противника в районе Амифонтен-Пруве и выйти к позициям немецкой артиллерии. Часть танков поддерживала пехоту, остальные машины проводили охватывающий маневр, форсировав на юге реку Миетт. Немцы, уже знакомые с танками, которые англичане впервые применили в сентябре 1916 г. над Соммой в районе Флер, подготовили свои позиции к новой танковой атаке тем, что расширили свои окопы. На некоторых участках северного фланга наступления ширина траншей достигала 5 метров! Французы оказались полностью не готовы к такому повороту событий, поэтому их наступление во многих местах приостановилось. Неподвижные танки стали легкой жертвой немецких артиллеристов, которые ведя огонь с возвышенности Краон, вывели из строя 76 французских машин! На юге наступление французов было преграждено рекой Миетт. Форсировать ее танки могли только в одном месте, поэтому к этой точке танки вышли, двигаясь в колонне. Немцы немедленно открыли огонь по танкам и почти все подожгли. В мае 1917 г. в бой впервые вступили танки Saint Chamond M16. Дивизиону этих танков было приказано наступать на немецкие укрепления в районе Конде-сюр-Эсн. Но и здесь французам не удалось добиться больших успехов. Первые бои с участием танков оказали большое влияние на французскую военную доктрину, согласно которой танки следовало бы использовать только для поддержки пехоты. 23 октября 1917 г. в битве под Мальмезоном французы использовали танки согласно своей военной доктрине. Три дивизиона «Шнайдеров» и три дивизиона «Сен-Шамонов» - всего 96 машин двигались вместе с пехотой и поражали огнем своих пушек и пулеметов обнаруженные огневые точки противника. Прорывы в проволочных заграждениях были проделаны огнем французской артиллерии, которая не позволяла противнику поднять головы. Вскоре французское командование решило, что армии необходим быстрый танк, позволяющий развивать успех наступления. Им стал французский танк "Рено FT-17" "(Automitrailleuse à chenilles Renault FT modèle 1917) (фр. «Renault FT-17"). Он был первым лёгким танком, имевшим башню кругового вращения (360 градусов), а также классическую компоновку (отделение управления — впереди, боевое — в центре и моторное — сзади). Его ТТХ: вес 6,7 тонн, экипаж 2 чел., толщ. брони 6-22 мм, пушка 1 калибра 37 мм, пулемет 1, макс. Скорость 8 км/час, запас хода 60 км. Он считался одним из самых удачных танков !-й Мировой войны. Был разработан в 1916-1917 годах под руководством Луи Рено, как танк непосредственной поддержки пехоты и принят на вооружение французской армией в 1917. Всего их было выпущено около 3500 экземпляров. Кроме того, «Рено FT-17» выпускался по лицензии в США (под названием «M1917» (Ford Two Man), ( выпущено 950 экземпляров), и в Италии (под названием «FIAT 3000»). Эксплуатировался вплоть до 1940-х годов. Американцы по-своему подключились к танкостроению. Так, фирмой Holt в 1917-1918 гг. был построен образец военно-технической мысли, названный “Three Wheeled Steam Tank”. Каждое из его 2-х больших колес диаметром 8 футов (190 см) вращалось собственным паровым двигателем мощностью в 75 л.с. Третье (малое направляющее) колесо располагалось сзади. Массивный бронекорпус имел бронирование от 8 до 15 мм, а экипаж состоял из шести человек. Вооружался танк одной 75-мм пушкой в лобовой части корпуса и двумя 7,7-мм пулеметами "Browning" в шаровых установках по обоим бортам. Масса танка составляла 17 тонн. Однако будущее было явно не за колесными "железными монстрами". Более удачным оказался другой американский танк - «Pioneer Skeleton Tank»." Основным его вооружением были огнемет и четыре пулемета, причем в случае надобности он еще и мог разрушать вражеские укрепления при помощи специального тарана. Для столь мощной машины понадобилась установка двух паровых моторов суммарной мощностью 500 л.с. Топливом служил керосин, который заливался в огромный бак. От него керосин поступал и к огнемету, и к паросиловой установке . Стоит ли говорить, что при слабом бронировании (всего 4-9 мм) американский паровой танк при первом попадании снаряда или зажигательной пули мог вспыхнуть как свечка, но у армии США было свое мнение на этот счет. Этот паровой танк в конце 1-й Мировой американцами был отправлен союзникам во Францию, но принять участие в боях ему так, и не пришлось, Его дальнейшая судьба неизвестна. Тогда же в 1918 г.американские инженеры представили свою новую экспериментальную разработку - танк "Holt Gas-Electrick". Именно его американцы и будут считать своим первым полноценным прототипом танка. Примечание: К данному информационному материалу мною было задействовано достаточно источников, как Интернета, так и личной литературы. Некоторые модификации танков по их ТТО и ТТХ в каждом из указанных источников, порой, друг другу противоречили. По этой причине при выявлении неточностей сообщайте, будем править общими усилиями. Продолжение последует.

Николай П-н: Первые русские танки. В 1914 году, уже в разгар 1-й Мировой войны, в российское Главное Военно -Техническое управление поступило сразу два проекта бронированных машин. Первым проектом стал «Вездеход» русского изобретателя А. А. Пороховщикова. После долгих проволочек в феврале 1915 года в мастерских, расположенных в казармах Нижегородского полка, расквартированного в Риге, конструктор Пороховщиков приступит к постройке своего опытного образца. Через три с половиной месяца вездеход покинет мастерские, после чего начнутся его испытания. Этот первый в мире танк имел все основные элементы современных боевых машин: корпус обтекаемой формы с толщиной брони 8 мм, вооружение (1-2 пулемета, в проекте намечалась и пушка) во вращающейся башне, двигатель мощностью 20 л.с. Весьма значительные углы наклона брони делали ее более стойкой к воздействию бронебойных средств. Ходовая часть защищалась фальшбортами. Опытный образец корпуса состоял из нескольких слоев стали с прослойкой из волоса и морской травы и не пробивался пулеметными очередям. Кроме того, он имел одну широкую гусеницу. Боевая масса 4 тонны с экипажем из двух человек - водитель и командир (он же пулеметчик) размещались в средней части корпуса, “плечом к плечу”, Образец развивал скорость по шоссе до 25 километров в час. К сожалению, у «вездехода» Пороховщикова была слабая проходимость в условиях боевых действий и ряд других недостатков. Фронту нужен был танк способный рвать проволочные заграждения, преодолевать широкие рвы и вообще «утюжить» оборону противника. Таким образом проекты А. Пороховщикова не получив поддержку ГВТУ были закрыты. Второй проект, воплотившийся «в железо» в Российской Империи – «Царь-танк» Н.В. Лебеденко, он же «Нетопырь». Разработка по внешнему виду представляла собой как бы увеличенный в несколько раз орудийный лафет с двумя огромными 9-метровыми ведущими колесами с тангенциальными спицами (кстати, прочность этих колес рассчитывалась лично Н.Е.Жуковским) и меньшим, в рост человека, рулежным колесом. Вооружение «Царь-танка» составляли два орудия и пулеметы, а вес 40 тонн. Каждое колесо приводилось в действие собственным мотором «Майбах» мощностью 240 лошадиных сил (!). В день ходовых испытаний в 60 верстах к северу от Москвы, близ древнего города Дмитрова в лесу была расчищена площадка, которую в целях скрытности обнесли частоколом и земляным валом. В августе 1915 года, в назначенный день в присутствии многочисленных представителей армии и военного министерства управлявшаяся Микулиным машина начала движение довольно уверенно, сразу, как спичку, сломав березу, оказавшуюся на пути. Это событие было встречено овациями присутствующих. Однако, пройдя несколько десятков метров, чудо-танк застрял задним колесом в неглубокой ямке и не смог двигаться дальше, несмотря на все усилия покрасневших от натуги моторов «Майбах» - даже их усилий оказалось недостаточно для того, чтобы вытащить «Царь-танк». После такой крупной неудачи интерес к танку Лебеденко сразу потух, и его бросили там же, в месте испытаний. Таким образом, во время 1-й Мировой войны русских танков на полях сражений так и не появилось.


Николай П-н: Прежде чем продолжить данную тему хотелось бы упомянуть информационный материал, отобранный из книги «Военный энциклопедический словарь» (ВЭС) 1986 года издания. Танк – гусеничная боевая машина высокой проходимости, полностью бронированная, с вооружением для поражения различных целей на поле боя. Боевые свойства танков - огневая мощь, броневая защита, высокая подвижность, способность совершать марши на большие расстояния, преодолевать препятствия и заграждения. Танки бывают: - Легкие - по классификации 30- 50-х годов массой до 20 тонн…; - Огнеметные - оснащенные огнеметной установкой предназначенной для поражения горящей огнесмесью живой силы и военной техники…; - Основные боевые - многоцелевого назначения заменившие в ряде стран средние и тяжелые танки…; - Плавающие - способные без дополнительного оборудования преодолевать водные преграды и вести огонь на плаву…; - Средние - по классификации 30-50 годов массой от 20 до 40 тонн…; - Тяжелые - по классификации 30-50-х годов танк массой свыше 40 тонн.... Примечание В Интернете приводится еще и другая классификация танков принятая в СССР. Танкетка. Относились лёгкие боевые гусеничные одноместные или двухместные, бронированные, вооружённые пулемётом машины 1920—1930-х годов, массой до трёх тонн, предназначавшиеся для разведки и связи (например, Т-27). Малый танк. Относились танки, имевшие массу до 5 т и вооружённые одним или несколькими пулемётами. Малый танк предназначался для ведения разведки в интересах общевойсковых и танковых частей и соединений, а также использовался как средство связи и транспортировки. Большинство малых танков были выполнены плавающими, и поэтому могли применяться при форсировании водных преград. К малым танкам относились Т-37, Т-38 и другие. Лёгкий танк. Относились танки, имевшие боевую массу до 15 т (позднее — до 20 т) и вооружённые малокалиберной пушкой и пулемётом, или пулемётами. Лёгкие танки являлись основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя. К лёгким танкам относились Т-18, все модели БТ, Т-26, Т-50, Т-60, Т-70, Т-80, Mk IV, M24 Chaffee, PzKpfw I, PzKpfw II, LT-35, LT-38 и другие. Средний танк. Относились танки, имевшие боевую массу до 30 т и вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами. Средние танки предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника. К средним танкам относились Т-28, Т-34, Т-44, Т-111, M4 Sherman, PzKpfw III, PzKpfw IV и другие. Тяжёлый танк Относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т (позднее — 40 т) и вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами. Существовали также тяжёлые танки с несколькими орудиями разных калибров. Тяжёлые танки предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов. К тяжёлым танкам относились все модификации танка КВ, ИС-2, PzKpfw V «Пантера» (по немецкой классификации считалась средним танком — у немцев танки классифицировались по калибру орудий), PzKpfw VI «Тигр», PzKpfw VI Ausf. B «Королевский тигр» и другие. Специальные танки. Относились: Артиллерийские танки, для поддержки линейных танков, имели по сравнению с ними более мощное вооружение. Химические танки, вооружённые огнемётами или оснащённые приборами дымопуска, предназначались для огнеметания по живой силе и огневым точкам противника, а также для постановки дымовых завес, заражения и дегазации местности. Инженерные танки использовались для преодоления различных инженерных заграждений и естественных препятствий. Радиотанки были оснащены аппаратурой для организации радиосвязи командования танковых частей и соединений с вышестоящими штабами. Танки-транспортёры предназначались для снабжения линейных танков боеприпасами и горюче-смазочными материалами в ходе боя, транспортировки пехоты к месту боевых действий и эвакуации раненых. При этом историю развития отечественного танкостроения принято делить еще на 5 периодов: -первые отечественные танки (1915-1917 гг.); -первые советские танки (1920-1931 гг.); -период создания полного комплекта бронетанковой техники (1931-1939 гг.); -бронетанковая техника в канун и в период Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.); -период послевоенного танкостроения: (в том числе) - первое послевоенное поколение (1945 - 1960 гг.); -второе послевоенное поколение (1960 - 1990 ггю); -третье послевоенное поколение (1990 г. и по настоящее время).

Николай П-н: Первые русские "танковые войска" появились в Вооруженных силах Юга России c началом Гражданской войны, переименованные далее в Русскую (Белогвардейскую) Армию, которая боролась против Красной (Интернациональной) Армии товарища Троцкого на Юге России. Танки поставлялись Русской Армии из Великобритании ("МК") и Франции ("Рено"), при этом обучение в созданных своих танковых Школах велось английскими инструкторами. Самой большой и знаменитой была Танковая Школа в Екатеринославле. Белогвардейцами против Красной армии танки активно применялись, а всего в их войсках имелось свыше 130 танков иностранных марок, 83 из которых были захвачены "Красными" в качестве трофеев и обращено против самих же "Белых". С осени 1920 г. на вооружение Красной Армии стали поступать танки и отечественного производства. При этом танки делились на большие (англ. «Рикардо», средние (англ. "Тейлор" и малые (фр. "Рено") и танки русского производства – "Русский Рено". Организованно танки входили в состав автотанковых отрядов. К концу 1920 года в Красной Армии насчитывалось 96 трофейных и отечественных танков. (Информация отобрана из Интернета и Энциклопедического словаря "Гражданская война и военная интервенция" 1987 г).

Николай П-н: Весной 1919 года войска Красной Армии подошли к Одессе и прорвались к ст. Березовка - опорному пункту Белой Гвардии среди которых находился и отряд интервентов с пятью танками "Рено"FТ - 17. В ходе завязавшегося боя танки были захвачены после чего один из них был направлен на Сормовский завод (Н. Новгород) в качестве образца для досконального изучения. Таким образом в 1920 г. на его базе методом копирования был создан свой первый "Русский Рено", получивши название " Борец за свободу тов. Ленин". Всего было изготовлено 15таких машин, но ни одному из них так и не пришлось принять участие в боевых действиях. По своим ТТХ Русский Рено" от "Рено" французского отличался разницей в весе 300 кг. и скорости в 0, 5 км.

Николай П-н: Продолжение. Примечание: описание и ТТХ некоторых прилагаемых танков см. на ниже прилагаемых ссылках http://www.weapon.df.ru/tanks/sovtanks/tables/firsttabl.html http://www.weapon.df.ru/tanks/sovtanks/first/firsttank.html

Николай П-н: В 1930-ом году в СССР была образована специальная военно-закупочная комиссия для ознакомления и возможном приобретении ряда образцов танков и автомобилей за границей: Германии, Франции, Великобритании и США. Особо подчеркивалось, что "закупка образцов без технической документации нежелательна". Тогда же были заключены договора: с американской фирмой «Кристи» на поставку в СССР двух американских танков М1931 с технологической документацией и правом на их изготовление в СССР и английской фирмой "Виккерc" о производстве для СССР 15 двухбашенных 6-ти тонных танков "Виккерc". Стоимость контракта только с американцами составила 160 тыс долларов. Деньги нашлись в обмен на достояние страны в произведениях искусств (яйца Фаберже и т.п.). После досконального технического изучения этих моделей началось их серийно-массовое производство с учетом своих модификационных разработок. Таким образом, основой поступивших на вооружение в РККА танков нового поколения серии БТ и Т -26 (самых удачных советских танков 30-х) стали американский и английский танки. Они и составили основу советских механизированных и танковых соединений 30-х годов, имели неплохие боевые и технические характеристики, являлись известными и любимыми машинами советских танкистов. Они же стали и наиболее массовыми. Причем Т-26 (тихоходный) рассматривался в основном, как танк непосредственной поддержки пехоты, а БТ (быстроходный) - как танк наступательный. Боевые машины Т-26 и БТ-5 в количестве примерно 340-360 штук неплохо проявили себя в Испании, где на них сражалось и советские танкисты. Все они стали кавалерами орденов, а кто-то еще и ГСС. Похоже в СССР это был первый случай столь массового, причем в полном составе награждения советских воинов. Еще были о. Хасан, река Халхин-Гол и Советско-финская война.

Николай П-н: Развитие отечественного танкостроения 1931 - 1938 гг. (Период создания полного комплекта Б/Т техники). Подробная информация см.

Николай П-н: Подробная информация см. http://forum.bestway.com.ua/showthread.php?t=



полная версия страницы