Форум » Всё о технике и вооружении армий мира » Мотоциклы и их боевое применение » Ответить

Мотоциклы и их боевое применение

Николай П-н: Давайте немного вспомним о мотоциклах и их боевом применении в войсках.

Ответов - 110, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Николай П-н: Именно маневренность, проходимость и ремонтопригодность сделали мотоцикл одним из самых популярных видов транспорта на войне. Являясь и двух, и трех колесным транспортным средством, а с установкой на него вооружения: стрелкового, противотанкового, минометного ( в прицепе (коляске) - в зависимости от назначения) он становится боевой машиной .Уже с начала 1-й Мировой войны окрашенные в маскировочную краску мотоциклы стали участвовать в боевых действиях - от подвоза боеприпасов, продовольствия, медикаментов, раненых, до проведения разведки и обеспечения связи.

Николай П-н: При этом военные ведомства многих государств стали объединять мотоциклетные армейские экипажи в группы, таким образом, организовывая боевые мотоциклетные подразделения. Первой в этом преуспела Великобритания, а потому к началу 1-й Мировой, когда они уже имели такие моторизованные подразделения, даже немцы все еще продолжали крутить велосипедные педали.

Николай П-н: В России первые мотоциклетные отделения стали создаваться при автоброневых и автотанковых отрядах входивших в броневые силы. Первые предназначались для поддержки боя пехоты и кавалерии, ведения разведки боем, отражения и ведения контратак самостоятельно и во взаимодействии с частями и подразделениями других войск. Задача вторых состояла в непосредственной поддержке пехоты при прорывах обороны. На снимке первый автоброневой отряд Красной Армии. Петроград. 1920.


Николай П-н: К 1925 году выпуском мотоциклов во всем мире уже занимались более 100 заводов. Тогда же появилась необходимость в их классификации в основу которой лег объем двигателя. Было решено выделить их в 3 класса: легкий (до 300 куб. см), средний (от 350 до 650) и тяжелый (свыше 750 куб.см)

Николай П-н: Массовое внедрение мотоциклов с боковыми прицепами в Красной Армии началось в канун войны, совпав с созданием крупных бронетанковых соединений – механизированных корпусов. Главной причиной тому стали события захвата немцами своего куска Польши в 1939 году, в ходе чего они очень даже показательно применили мотоциклетные части. Тогда в штаты механизированных корпусов РККА были включены мотоциклетные полки, насчитывающие около 1500 человек личного состава при более чем 700 мотоциклах, десятках легких грузовиков и не менее десятка пулеметных бронеавтомобилей. Тогда же в 3-х военных округах были сформированы 3 отдельных мотоциклетных батальона имеющих на вооружении по 500 мотоциклов. Тогда же на мотоциклистов, которым была введена даже своя эмблема, стали возлагаться задачи стоявшие в свое время перед легкой кавалерией: разведка, следование в авангарде основной группировки войск, захват важных объектов (мостов, переправ). С началом ВОВ выяснилось, что чисто мотоциклетные части имели большую уязвимость и неспособность вести бой из-за отсутствия тяжелого вооружения. Потому к началу битвы под Москвой одни мотоциклетные полки были расформированы, другие "урезаны" в л. с., и мотоциклах (до 380ед.), с одновременным усилением другими видами вооружения. Упомянутые 3 мотоциклетных батальона при округах, также как и сокращенные в ходе реорганизации мотоциклетные полки обратились на формирование мотоциклетных подразделений при полках, дивизиях, корпусах и армиях, с использованием их для ведения разведки, патрулирования и осуществления связи, а в ряде случаев для действий в составе подвижных групп. В состав механизированных и танковых соединений обычно входил отдельный мотоциклетный батальон, состоявший из 2-3 мотострелковых рот, танковой роты и ряда других подразделений. Существовали также мотоциклетные подразделения, входящие в дорожно-комендантские части, применявшиеся для несения комендантской службы и регулирования движения на военных автомобильных дорогах. Доказав в боях свою эффективность, мотоциклетные подразделения приняли активное участие в освобождении нашей страны и государств Восточной Европы, двигаясь всегда впереди, в авангарде, на остриях советских бронетанковых клиньев. В немецко-фашистской армии мотоциклетные части входившие в состав своих танковых и механизированных дивизий использовались для ведения разведки, борьбы с партизанами и силами Движения сопротивления на территории оккупированных стран, а так же для охраны и обороны коммуникаций, штабов и других объектов, обеспечения связи.

Николай П-н: Начало мотоциклетной эры еще в дореволюционной (царской) России положили: мотоцикл "Победа" созданный на вагонно-строительном заводе «РуссоБалт» в Санкт-Петербурге, мотоцикл «Россия» на Лейтнеровской фабрике в Риге и мотоцикл «Мотто Реве Дукс» на московском заводе Миллера. (На рисунке м/л "Россия"). Следующий шаг сделала уже советская мотопромышленность только в 1924 году, когда на заводе ОСОАВИАХИМа №1 (бывший Дукс, ныне - ФГУП ГРКНЦ ЦСКБ-Прогресс, г. Самара). Тогда был создан мотоцикл, получивший название «Союз». В эру серийного выпуска мотоциклов СССР вступил в 1931 году создав на ленинградском заводе «Красный Октябрь» мотоцикл по копии немецкого DKW Luxus-300. Его назвали Л – 300. Такой же мотоцикл стали собирать и на Ижевском заводе, но только под маркой ИЖ – 7. Они и стали первыми советскими мотоциклами поставляемыми в РККА, и тогда курьерская связь и разведка стали держаться именно на них. Однако легким мотоциклом проблемы в армии не решались. Легкий мотоцикл был хорош для связистов и гражданского применения, но не факт что он утянет коляску, да еще с пулеметом и боезапасом. Тяжелый мотоцикл с коляской названный ПМЗ-А-750 вскоре появился, в основу которого легли американский «харлеевский» двигатель и ходовая часть фирмы BMW. В противоположность ПМЗ, на инструментальном заводе в Таганроге было организованно производство другого тяжелого мотоцикла ТИЗ-АМ600. Его история началась как очередная вариация Харлея с постепенным переходом в своеобразную конструкцию в британском (двигатель) стиле. Эти мотоциклы стали поставляться исключительно в армию. Последним довоенным мотоциклом, ставшим на советский конвейер, стал мотоцикл М-72, чье производство было освоено в начале войны на Ирбитском мотоциклетном заводе. М-72 был точной копией немецкого BMW-R75, что упрощало эксплуатацию обоих типов мотоциклов в армии. Впереди я еще продолжу тему об ирбитском мотостроении.

Николай П-н: К 1945 году на фронтах самым полезным мотоциклетным подразделением стала именно мотоциклетная рота, компактная, хорошо управляемая и мобильная, вооруженная только легким стрелковым оружием. Мотоциклы ПМЗ-А-750, ТИЗ-АМ600, М-72, а позднее и МВ-750 и МВ-750м повышенной проходимости, конструкцию которых мы опять таки "добросовестно" скопировали у немцецкого BMW-Сахара и Цюндапп-Слон были исключительно армейскими тяжелыми мотоциклами с боковым прицепом, а потому каждый из них являлся боевой машиной - носителем стрелкового оружия и серьезного боезапаса. Именно по этой причине по классификации ГАБТУ РККА эти транспортные средства стали классифицироваться, как бронетехника. Такое положение сохранялось и после войны вплоть до развала Союза ССР. Лишь к 1950-м годам для продажи населению появился гражданский вариант М-72 который за исключением окраски и специального оборудования бокового прицепа был идентичен военному. Однако все выше перечисленные тяжелые гражданские мотоциклы состояли на обязательном военном учете и в военное время подлежали реквизиции. В условиях специализированной мастерской такой мотоцикл можно было переоборудовать в военный за пару часов. Такое положение сохранялось вплоть до развала СССР. Примечание. Еще следует помнить, что в ВОВ по ленд-литу от США в ходе предоставленной ими разносторонней военной помощи СССР для Красной Армии поступило 30 тыс. мотоциклов Харлей Дэвидсон "WLA - 42" которые могли эксплуатироваться так же с боковым прицепом. Мотоцкл с приспособленной на боковом прицепе пушкой. Такой немецкий "мото..." можно обозреть наяву в рижском музее старинных автомобилей В ходе начальных послевоенных реорганизаций Советской Армии мотоциклетные роты были включены в состав мотоциклетных (разведывательных) батальонов стрелковых (затем - мотострелковых) и танковых дивизий. В состав 28 гв. механизированной дивизии (позднее преобразованной в нашу 40-ю гв. тд) был включен 80-й отдельный мотоциклетный батальон. В 1954 году все мотоциклетные батальоны в тд, мехд и сд стали разведывательными. Таким образом 80-й отдельный мотоциклетный батальон стал 80-м отдельным разведывательным батальоном. Тогда в каждый такой батальон мотострелковой или танковой дивизии обязательно входила одна мотоциклетная рота. Постепенно в ходе ведения боевых действий в новых условиях потребовались новая техника и иная организация ВС. На полях новых сражений разведчикам-мотоциклистам уже не было места, и эти войска безвозвратно ушли в прошлое Примечание. В экипаж каждого мотоцикла традиционно входило 2 человека – водитель и стрелок. Все стрелки обучались вождению мотоцикла и были способны в случае необходимости заменить выбывшего водителя. Водитель вооружался автоматом, на марше крепившемся на специальных зажимах внутри коляски. Стрелок вооружался пулеметом ПК калибром 7, 62 мм, устанавливающимся на специальном поворотном вертлюге, позволяющем на ходу вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад, а также закреплять оружие в походном положении. Питание пулемета – лентами, по 100 патронов каждая. Таким образом, основным огневым средством мотоциклетной роты являлись пулеметы. Такая внушительная для роты огневая мощь в сочетании с высокой мобильностью давала шанс мотоциклетной роте избежать гибели при неожиданной встрече с превосходящими силами противника, а также не дать противнику, уступающему в численности, помешать выполнению ротой боевого задания. Позднее на случай встречи с вражеской бронетехникой в 1-м взводе имелся один гранатомет РПГ-7, а в боекомплекте каждого мотоцикла – противотанковые гранаты. Однако, главным применением мотоциклетной роты (как это было всегда) являлось обеспечение разведывательными данными, а не ведение боя.

Николай П-н: Теперь когда я поведал о военных мотоциклах и их предназначении все, на что по крайней мере способен, хотелось бы подробнее остановиться на одном российском мотоциклетном заводе - Ирбитском. Уральский город Ирбит давно и по праву носит звание мотоциклетной столицы России. Уже с появлением в нем в ноябре 1941 года мотоциклетного предприятия Ирбит был просто обречен на их производство. Жемчужина города – единственный в России Ирбитский государственный музей мотоциклов. Официально он открылся в июне 2004 года, как муниципальное учреждение культуры. С января 2006 года музей приобрел статус государственного. Этот музей был создан на основе коллекции Ирбитского мотоциклетного завода. Сейчас там более сотни экземпляров отечественной и иностранной мотоциклетной техники, более сорока двигателей, несколько тысяч технических отчетов с 1940 по 2000 гг., большое количество кино и фото документов, личные вещи, награды, кубки известных мотоспортсменов. Все это отражает развитие не только отечественного, но и мирового мотоциклостроения.

Николай П-н: В том же мотоциклетном городе Ирбите при населении на 1 января 1994 года 51200 чел. было зарегистрировано городским ГАИ 23500 мотоциклов, из них тяжелых "Урал"-ов с боковым прицепом - 15598. Цифры впечатляющие. К сожалению, даже там, как и любом другом городе, происходит настоящее интенсивное засилье улиц автомобилями. Увы! Таково веление времени. Еще в советскую эпоху на Ирбитском МЗ работало не менее 12 тыс. чел. населения города, а сейчас, похоже, не наберется и 1,5. Завод зачастую простаивает и уже неоднократно, перепродаваясь, менял хозяина. Вместе с тем он и сейчас продолжает выпуск тяжелых мотоциклов с объемом двигателя 650-750 куб. см. моделей: "Волк", "Ретро", "Gear - Up" (этот для силовых структур) с колясками и без. Завод с годовым объемом 2 - 2,5 тыс. шт. в год (в советское время для производства такого кол-ва мотоциклов было достаточно всего нескольких смен) практически работает на экспорт: Америку, Европу, Ирак. К сожалению, и потому как для нашего отечественного покупателя цены неподъемны. Когда-то еще будучи мотозаводским музей мотоциклов некие силы неоднократно пытались вывезти, по сути, для пополнения частных коллекций наших олигархов. Не получилось - народ не позволил. Очень здорово, когда еще не перевелись на Руси настоящие патриоты. Они же добились отдельного здания для музея и присвоения ему статуса -государственного.

Николай П-н: Ну а теперь предлагаю небольшую экскурсию в Ирбитский музей мотоциклов. (Почему именно Ирбит? Просто с этим городом вот уже в 25 лет у меня много чего связано, а ирбитские мотозавод и музей, уже - само собой). На входе в музей всех встречает сия мраморная доска напоминающая, что ирбитчанам с их мотоциклами принадлежат три рекорда вошедших в Книгу рекордов Гиннеса России.

Николай П-н: Стены музея украшают рисунки первых в мире мотоциклетных экспонатов.

Николай П-н: Как-то взялся, как мне показалось, за интересную тему которая как оказалось в общем мало кого интересует, но коли начал то до ума довести обязан, для той же своей души. Более того (по крайней мере в советский период) мотоциклетная техника учитывалась в ГБТУ МО СССР, потому как относилась к технике бронетанковой. А пока продолжим виртуальную экскурсию по ирбитскому Музею мотоциклов. Начну с серии BMW (Германия), но оттолкнусь от фотографии советского мотоцикла М - 72 потому как он являлся прототипом немецкого БМВ R - 71 см. click here Продолжение последует.

Николай П-н: Музейные экспонаты российской мотоциклетной техники. Продолжение последует.

Николай П-н: Давненько тут не объявлялся и даже не предполагал, что тема мотоциклов (судя статистике просмотров) наберет некоторый интерес. Возобновляя эту тематику хотелось бы констатировать, что с изменением требований времени во всяком случае и бывший советский народ стал предпочитать мотоциклам подержанные, дешевые, но все таки автомобили, на что существует ряд причин: на порядки уступающая автомобилю комфортабельность, техническая отсталость, недостаточная надежность, отсутствие привлекательности дизайна, единичный выбор, высокая себестоимость. С другой стороны рынок постсоветского пространства имеет все перспективы к возрождению интереса к мотоциклам уже потому, что в городах-мегаполисах именно мотоциклетная техника становится самым практичным видом транспорта, т. к. ему не страшны никакие многокилометровые пробки на дорогах.

Николай П-н: Продолжим виртуальное путешествие по единственному созданному в России музею мотоциклов. На этот раз вашему вниманию некоторые исторические марки мотоциклов английского происхождения.

SAD: Весной этого года я, со своими внуками, посетил «Московский Политехнический музей»… В этом музее, есть, и стенд мото и вело техники разных лет. Очень интересно было посмотреть. У меня есть фотографии но, в силу того, что я был с внуками, не имел возможности всё запечетлить и упорядочить. Позднее, по приезду во Владимир (июль), выложу то, что есть…

Николай П-н: Я в курсе, что в Политехническом музее в Москве существует неплохая коллекция мотоциклов, так же как (по слухам) и в НИИ Мотопрома в Серпухове, по крайней мере, во времена СССР. Так что ожидаю обещанного.

SAD: Николай П-н пишет: Так что ожидаю обещанного. Фоток я много не делал, выложу то, что есть...

Николай П-н: SAD пишет: Фоток я много не делал, выложу то, что есть... Без проблем. Нынешние центры действующего мотоциклетного строения в Российской Федерации скромно волочащие свое существование следующие: - Ирбит (Ирбитский мотозавод); - Ижевск (Ижевский мотозавод); - Тула (Тульский мотозавод); - Ковров (Завод им. Дегтярева). Добавив к списку Киевский мотозавод на Украине и Минский веломотозавол в Беларуси получим полную картину нынешних предприятий мотостроения всего СНГ. Всего же (данные википедии) в 2006 году в мире было произведено 44,1 млн мотоциклов (в том числе в Китае — 21,4 млн, в Индии — 8,4 млн. На долю японских марок пришлось 46 %. Выпуск мотоциклов быстро растёт — с 2003 года мировое производство увеличилось на 42 %. Основным рынком сбыта мотоциклетной техники являются азиатские страны. В 2006 году в 11 странах Азии было продано 32,9 млн мотоциклов (в Европе — лишь 2,5 млн.).

Николай П-н: Хотелось бы несколько отвлечься от Ирбитского музея мотоциклов и вспомнить времена СССР, а с ними Белорусские мотоциклы «Минск», которые как сейчас помню, выпускались с логотипом летящего аиста на бензобаке. Если в предпоследний год существования СССР (1990г.) их было произведено 225 тыс., то в 2000 г. уже 37 тыс., а в 2006 только 10 тыс. штук, из которых 6559 стали экспортными. А ведь как здорово все начиналось в 1951 году, когда был выпущен 1-й минский мотоцикл. С тех пор до 2/3 произведенных в Беларуси мотоциклов уходило в РФ. И вот 2000 году в Россию их поставлено всего 1130 штук. Белорусы не сдрейфили и умело перекинули рынок из России на Вьетнам, поставив туда в том же 2000 г. - 34040 мотоциклов. Однако и тот рынок, как и следовало ожидать, под натиском китайских «железных коней» быстро лопнул. Самым печальным стал 1999 год, когда Минский «мотовело» стал ОАО, где в свое время 100% его акций стали принадлежать исключительно физическим лицам, и государство отвернулось от проблем еще недавно столь прибыльного предприятия. В 2007 году новым собственником «Мотовело» стала австрийская компания АТЕС Holding GmbH, создавшая на основе завода СЗАО «Мотоциклетная компания МКМ». Кто может рассказать, как ныне складываются трудовые будни этого, одного из самых известных заводов бывшего СССР?

Николай П-н: Кто может рассказать, как ныне складываются трудовые будни этого, одного из самых известных заводов бывшего СССР? Печально, что так никто ничего и не смог рассказать, включая даже наших белорусских форум-коллег. Тогда продолжу тему свежими ирбитскими фотографиями. Дело в том, что поведав об Ирбитском мотозаводе, как центре мотоциклетного строения РФ я явно преувеличил с данной фразой. В советское время выпуская 600-700 мотоциклов в сутки завод скатился до выпуска каких-то 40-50 мотоциклов в месяц серии ИМЗ - 8. 1237. "Волк" и ИМЗ - 8. 1036 "Ретро". Оба они ранее мною отражены на снимках. Вот так сейчас выглядит проходная завода. Подступы к проходной заросли травой. Попробуй поверить, что в 80-х эту проходную пересекало 10 тыс. человек из числа рабочих и АУ-персонала. В здании где когда-то располагались кабинеты административно-управленческого предназначения завода ныне магазины, фирмы и прочие конторы. Нынешний хозяин завода ныне проживает в США и вполне довольствуется получая ренту за аренду некогда оставленных персоналом рабочих мест. А эта обшарпанная проходная откуда когда-то вывозили уже упомянутое кол-во мотоциклов советскому потребителю. Наконец, первым снимком мемориал посвященный ирбитчанам - мотозаводчанам погибшим в годы ВОВ и послевоенных конфликтах, а вторым САУ - подарок городу когда-то всем известным командующим Ур. ВО генерал-полковником Макашевым.

SAD: М-72 — советский тяжёлый мотоцикл. Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год на заводах ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь» (Ленинград), КМЗ (Киев). Сколько помню себя, столько помню и мотоцикл М-72 и именно выпущенный заводом г. Ирбит… На мотоцикле, так и было написано, ИРБИТ… У моего отца были служебные мотоциклы.... их заменили в середине 60-х ГАЗ-69... Могу смело сказать, что помню этот мотоцикл с 1953 года... как вчера...!!!

Влад: click her click here ещё кое-что о мотоциклах

Николай П-н: Влад пишет: ещё кое-что о мотоциклах Спасибо, Влад, ибо это "кое что" я с большим удовольствием просмотрел. Следует отдать должное немцам и их "железным коням", потому что именно от них и с них получил свое развитие советский мотопром. На том, собственно говоря, и застопорились. Летом где-то на окраине Москвы проходила ретро выставка автомобилей и мотоциклов преимущественно иностранных образцов прибывших туда своим ходом. Там был сын одного моего бывшего сослуживца, который привез оттуда ряд фоток и скопировал их мне. Только вот что-то я их не могу обнаружить. Как попадутся, выставлю.

Влад: мне также интересен британский образец ,этот мини-мопед.

dvick: Уважаемый Николай П-н! Пишет Вам Долгих Виктор Александрович. Я внук Долгих Семен Васильевича 14.09.1922года рождения, Омской области, который в ВОВ воевал в Армейской мото разведке (возможно не точно). Ходил за линию фронта, в том числе на мотоциклах. В данное время ищу любую информацию по военному пути моего деда. У меня к Вам вопрос, в каком направлении мне надо вести поиск. С уважением Виктор.

SAD: dvick пишет: Уважаемый Николай П-н! Пишет Вам Долгих Виктор Александрович. Я внук Долгих Семен Васильевича 14.09.1922года рождения, Омской области, который в ВОВ воевал в Армейской мото разведке (возможно не точно). Ходил за линию фронта, в том числе на мотоциклах. В данное время ищу любую информацию по военному пути моего деда. У меня к Вам вопрос, в каком направлении мне надо вести поиск. С уважением Виктор. Если дед живым вернулся с войны то, у него должна сохраниться «солдатская книжка» или что-то наподобие нее (я не помню правильное название но, у отца видел). Где должен быть расписан его послужной путь. Ну, вот примерно так: с 12. 02. 1942 по 15. 09. 1942 – пулемётчик 237 СП 235 ТД с 15. 09. 1942 и.т.д. Ну и потом дело техники, ищи в Интернете путь его части и всё что пишут про эту часть…

dvick: Спасибо за помощь. Дед вернулся с войны живым, вот только солдатская книжка утеряна. У дочерей и сыновей всплывают очень отрывочные воспоминания деда о войне, можно сказать, что он о ней вообще не говорил. Отрывочная информация такого рода: разведчик кузнецов командир отряда медведев командир отряда ковпак армейская разведка мотоцикл пленный немец откусил деду палец, когда пытался крикнуть дед засунул ему свой палец (кажется без имянный) в рот, а немец его откусил очень скудная информация. сделал запрос в министерство обороны, жду.

SAD: dvick пишет: сделал запрос в министерство обороны, жду. Долго ждать будешь... Надо в архив самому съездить... Ты где проживаешь...? Могу дать адрес архива МО РФ...

dvick: В Иркутске живу. Есть родственники в Москве.

SAD: dvick пишет: В Иркутске живу. Есть родственники в Москве. В Инете есть адрес и телефоны архива... порядок запроса информации и.т.д. Архив находится в Подольске, рядом с Москвой в 5-ти км. Мне вот самому туда надо было да, поленился в своё время (2-3 года назад), хотя 50% времени нахожусь в Москве. В то время, начальником архива был полковник Чувашин Сергей Иванович, однополчанин по моей службе во 2-ой Гв. Танковой армии ГСВГ (Германия). Говорил мне по телефону, приезжай, всё помогу найти, что надо… Но, увы, не судьба. Сейчас начальник другой…

Николай П-н: dvick, доброго тебе здоровья. Жаль что сей разговор развернулся не на нужной ветке, но ладно. Командор, а если в запросе существует только фамилия, имя и отчество запрашиваемого лица, то каковы действия работников архива? Зацепиться то сложно. Мне уже в общем-то приходилось помогать людям через выход на спецов на ф. "Солдат. Ру". Получилось. Только тогда было за что зацепиться.

Николай П-н: dvick, я сейчас подумал еще вот о чем. Если твой дед получал пенсию от Минобороны, то наверняка в архивах отдела соц. и пенсионного обеспечения военкомата еще сохранилось его л/дело. К нему может быть подшита и его Красноармейская книжка и быть прочие зацепки о дедовой службе.

IGR: Добрый вечер. Попробуйте определить военкомат призыва и обратиться туда,а также в военкомат где дед был на учете в последнее время.Ну и конечно прав Николай Васильевич - раздел "технология поска" на сайте www.soldat.ru,кстати и сам форум этого сайта. Сейчас ,извините не по теме,но это может показаться интересным.Один знакомый отставной офицер,этой осенью,за "рюмкой чая" в гаражах рассказал свою историю.Он родился в тюрьме моего города летом 1941 года уже при немцах.Был воспитан приемными родителями,носит их фамилию.А о своих настоящих родителях знал только,что отец военный летчик,служил в городе,раньше служил на Украине,мать арестована немцами как жена советского военного, умерла в тюрьме.Фамилия отца -очень распространненная русская фамилия,имя и отчество не известно. Я залез в obd-memorial и понял безнадежность такого поиска.Зашел с другой стороны-по книге о войсках РККА в Прибалтике в 1941 году нашел номер авиадивизии один из полков которой дислоцировался в Даугавпилсе,а два других -под Вильнюсом.И вычислил этого летчика как погибшего по номеру полка в обд-мемориале ,правда в вильнюсском полку.Он мог быть туда откомандирован или как-то переведен,для авиации 180 км не расстояние. Потом,как и в случае с дядей моей жены, через обычные интернет-поисковики обнаружил интересный факт.Оказывается останки этого летчика и самолет нашли в 2006 году,нашлись его родные в Киеве.На сайтах поисковиков разгорелась даже полемика -не был ли он из летающего штрафбата,кажется не было знаков различия на гимнастерке и заметны отпечатки ордена Красной Звезды,а самой награды нет.Вобщем я это все распечатал и отдал своему знакомому.Конечно, может это и не его отец,но какая-то вероятность все-таки есть.Старик после разговора и просмотра распечаток был потрясен.Меня тоже потрясла эта история и результат поиска. Так что ,уважаемый dvick,ищите.Результат должен быть.

SAD: Николай П-н пишет: Командор, а если в запросе существует только фамилия, имя и отчество запрашиваемого лица, то каковы действия работников архива? Всё элементарно просто… Если появляется несколько одинаковых ФИО (их может быть даже несколько сотен) то, уточняют место жительства (призыва) и.т.д. и т.п. Работа в архиве по запросам, длится очень долго… Самое быстрое, ехать туда и, на месте «знакомится» с одним из работников архива… Уже существует (и продолжает расширяться) электронная база данных по погибшим (втом числе в концлагерях) и без вести пропавшим, доступная всем пользователям Интернета. http://www.obd-memorial.ru/ Я нашёл там своего дядю по отцу и, ряд иных родственников… Сейчас создается колоссальнейшая база данных по живым фронтовикам – награждённым на войне http://www.podvignaroda.ru/

Николай П-н: Нечто вело-мотоциклетно-пулеметное и довольно-таки древнее случайно подвернулось в Инете. Тем более еще и сомнительное для применения в боевых действиях. Вместе с тем есть все четыре колеса при двигателе внутреннего сгорания, что-то очень уж напоминающее пулемет и конечно же "боец-мотовелопулеметчик".

dvick: Адрес архива, думаю поможет. Отправте пожалуйста. С уважением Виктор.

Николай П-н: Вот такой вот интересный экспонат с вроде как гранатометной установкой на базе мотороллера. Еще см. click here

Николай П-н: click here

Николай П-н: А вот что это за чудо технической мысли и прогресса?

vit: Вот похожее В 1940 году фирма NSU Werke получила от Министерства вооружений Третьего рейха заказ на разработку лёгкого полугусеничного тягача грузоподъемностью 500 кг. Подобная машина требовалась, прежде всего, парашютным и горно-егерским частям в качестве лёгкого артиллерийского тягача, поскольку перевозить уже имевшуюся в наличии технику внутри основного военно-транспортного самолета Junkers 52/3M было невозможно. Надо сказать, что компоновочная схема полугусеничного тягача более или менее широко использовалась ещё со времен Первой мировой войны, но конструкторы фирмы NSU применили довольно смелое техническое решение. Созданный ими за несколько месяцев новый тягач кардинально отличался от всего того, что выпускалось в мире ранее и визуально напоминал гибрид трактора и мотоцикла. Этому сходству машина была обязана прозвищем Kettenkrad, под которым она и стала широко известна. Официально же новый тягач носил наименование Kleines Kettenkraftrad Typ HK 101, и по сквозному индексу обозначений военной техники Германской армии проходил, как SdKfz 2.

vit: А вообще-то, наверное ещё в далёких 30-х годах инженерные головы задумывались об экономии Современные конструкторы их поддержали:

Николай П-н: vit пишет: Вот похожее Мотоцикл НК-101 разработки 1940 г. (армейское обозначение Kfz 2) в основном использовался для буксировки легких артиллерийских орудий и разного рода прицепов, прокладки кабелей, буксировки самолетов. Общий выпуск 8733 единицы. Представляя собой своеобразный гибрид мотоцикла и гусеничного тягача имел весьма высокую проходимость по пересеченной местности: грязи, снегу, узким горным тропам. ТТХ НК 101: масса 1230 кг, экипаж 2-3 человека, грузоподъемность 350 кг, длина 3000 м, ширина 1000 мм, высота 1030 мм, двигатель 8-ми цлндр, карб., мощность дв. 36 л.с., коробка передач 3-х скоростная, скорость по шоссе до 61,5 км/ч, запас хода по шоссе 260 км., запас топлива 42 л, ширина гусениц 170 мм .

vit: Скандинавские викинги решили по-своему отметиться в изобретении велосипеда Горячие шведские парни поставили для своей коротенькой зимы мотоцикл на лыжи. Получилось забавно. Судя по всему на нем даже можно поворачивать "по мотоцоклетному" - крепление лыж подвижное. Фото 1940-го года.

vit:

БЕРКУТ68: И проходил он службу в дивизионе тяжелых подводных велосипедов. Я сразу было подумал, что это фотошоп какой то. А это на полном серьезе. Ну что ж - отрицательный результат - тоже результат.

Николай П-н: БЕРКУТ68 пишет: И проходил он службу в дивизионе тяжелых подводных велосипедов. Я сразу было подумал, что это фотошоп какой то. А это на полном серьезе. Беркут, про подводные велосипеды я так тебя и не понял, - Так ты за фотошоп или на серьезе? В Инете есть видеоролик на эту тему, но далеко не не убедительный. А вот гусеничный скутер - это, однако, - Да. См. здесь click here

vit:

vit: Современный Тайланд. Спецслужбы не отказываются от идеи бронезащиты водителя и пассажира

Николай П-н: vit пишет: Современный Тайланд. Спецслужбы не отказываются от идеи бронезащиты водителя и пассажира В современном Тайланде может такое и проходит, но только не в России.

vit: А вот упоминавшийся ранее ПМЗ А 750 ПМЗ-А-750 — первый советский тяжёлый мотоцикл. Выпускался серийно с 1934 по 1939 год на Подольском механическом заводе (ПМЗ). Всего было выпущено 4636 экземпляров. Производился как в одиночном варианте, так и с коляской. Предназначался и для нужд армии, и для гражданской службы. Технические характеристики: Снаряженная масса, кг 225 (без коляски) Максимальная скорость, км/ч 90 Расход топлива, л на 100 км при скорости 60 км/ч 6л Постановлением ВСНХ от 5 октября 1931 года было принято решение о производстве в СССР мотоциклов для Красной армии. В конце того же года группа под руководством Петра Владимировича Можарова (создателя одной из самых ранних моделей ИЖ) приступила к конструированию тяжелого двухцилиндрового мотоцикла с объемом двигателя 750 куб.см. Разработка велась в НАТИ, поэтому первое название мотоцикла стало НАТИ-А-750. Буква «А» обозначала, что данная версия может оснащаться коляской для использования на шоссейных и хороших грунтовых дорогах. Без коляски ограничения по качеству дорог отсутствовали. Число «750» соответствовало округленному значению объема двигателя. Первая партия из 4 мотоциклов было собрана к 1 мая 1933 года в Ижевске на Опытном Мотоциклетном Заводе имени Автодора. После испытательного пробега Ижевск — Сарапул — Горький — Москва и проб на армейском полигоне, принято решение об организации серийного выпуска. Для чего вся необходимая документация была передана на Подольский механический завод (ПМЗ), где в марте 1934 года приступили к производству партии из 10 мотоциклов с окончательным названием ПМЗ-А-750. В июле того же года мотоциклы были продемонстрированы приезжавшему на завод наркому С.Орджоникидзе. После чего, была поставлена задача их выпуска в количестве не менее 1500 штук в год. Реальная эксплуатация показала низкую надежность ПМЗ-А-750. Одной из причин являлась капризность регулятора опережения зажигания. Поэтому «ПМЗ» иногда расшифровывали Попробуй Меня Заведи. Кроме того, на скорости 40-50 км/ч могли возникать прогрессирующие вибрации рулевого колеса такой силы, что руль вырывало из рук, мотоцикл переворачивался. Двигатель был неудачно сбалансирован и вибрировал, передачи переключались с большим трудом. В 1939 году мотоцикл был снят с вооружения Красной Армии и с производства. На ПМЗ изготовление мотоциклов больше не возобновлялось, а силы страны были сориентированы на полностью немецкий аналог, выпускавшийся в СССР под маркой М-72.

БЕРКУТ68: Если не ошибусь, то этот "байк", правда без люльки, снимался в знаменитом советском фильме "Трактористы".

vit: Днепр Кремлевский Эскорт История двухколесных мотоциклов более 650 см3 началась на КМЗ в 1956 году, когда киевскую мототехнику начали использовать для эскортирования Кремлевских правительственных делегаций.С 1976 года в Киеве началось совершенствование эскортной техники.А в 1978 году была изготовлена первая партия со 25 специальных эскортных мотоциклов для Кремля. Высокие технические характеристики удовлетворили требовательного заказчика. Мощностью в 50 л/с, на специальных шинах, такой мотоцикл мог даже зимой по скользкой дороге уверенно ехать на скорости до 130 км/час и имел электрозапуск, который позволял заводить мотор при - 40 С. Такую же партию техники отправили в Москву в 1983 году. Министром обороны СССР Ижмашу было поручено сделать технику такого класса и в России. Но эта попытка успеха не имела. Большой опыт и умение киевских конструкторов так и остались непревзойденными и продолжали отвечать высоким требованиям Кремля, которые росли с каждым годом.В 1989 году была изготовлена последняя партия этой наиболее совершенной техники. Технические характеристики: Габаритные размеры, мм: 2266х850х1585 Колесная база, мм: 1520 Дорожный просвет, мм: 125 Масса укомплектованного транспортного средства, кг: 260 Максимальная скорость, км/ч: 155 Двигатель: 1) марка, модель, тип: бензиновый, черырехтактный, карбюраторный, воздушного охлаждения 2) количество и размещение цилиндров: 2 под углом 1800. 3) рабочий объем, см3: 768 4) степень сжатия: 8,5 5) максимальная мощность, кВт (при мин): 23,5 (5200) 6) максимальный крутящий момент, Нм (при мин): 72,0 (6900) 7) топливо: бензин (А-93) 8) система питания: подача топлива самотеком при помощи двух карбюраторов: - карбюратор (марка, тип): однокамерный, с горизонтальным воздушным потоком - воздушный фильтр (марка, тип): КМЗ, сухой 9) система зажигания: контактная батарейного типа Трансмиссия: механическая 1) сцепление (марка, тип): КМЗ, сухое, двухдисковое, с механическим приводом 2) коробка передач (марка, тип): КМЗ, механическая пятиступенчатая передаточные числа: I-4,11; II-2,28; III-1,70; IV-1,30; V-1,00 3) главная передача (марка, тип): КМЗ, коническая пара с круговым зубом - передаточное число: 3, 89 или 4,62 Подвеска: - передняя: телескопическая с пружинно-гидравлическим амортизатором - задняя: рычажная с пружинно-гидравлическим амортизатором Спецоборудование: красная и синяя фары, проблесковый маячок, сирены

БЕРКУТ68: А вот и наш http://reibert.info/forum/album.php?albumid=3536&pictureid=161672

Николай П-н: Мотоциклы из смоленского музея "Смоленщина в годы ВОВ" Легкий мотоцикл немецкой армии - Модель «VF 125» мощностью 5 л.с. Немецкий мотоцикл «DKW NZ250» оснащенный одноцилиндровым двухтактным 247-кубовым двигателем мощностью 9л.с., четырёхступенчатой коробкой передач и ручным механизмом переключения.

Николай П-н: Welbike — необычный мотоцикл Второй Мировой войны, состоявший на вооружении у Британской разведывательно–диверсионной службы. Весил всего 32 килограмма, развивал скорость до пятидесяти километров в час. Без дозаправки на единственной скорости мог проехать до 145 километров.

БЕРКУТ68: Нашел такие фото http://reibert.info/forum/album.php?albumid=4356 И еще http://reibert.info/forum/album.php?albumid=3984 А тут фрицы http://reibert.info/forum/album.php?albumid=4342

nik248: Секретный немецкий бронированный мотоцикл Type R (Pz-R). Почти что танк. Как всё это управлялось не понятно.

nik248: Мотоцикл - Монстр. Движок поставили от танка Т-55. Вес мотоцикла - 4740 кг.

nik248: Ирано-иракская война. Иранские "охотники за танками"на мотоцикле.

SAD: vit пишет: ПМЗ-А-750 — первый советский тяжёлый мотоцикл. Выпускался серийно с 1934 по 1939 год на Подольском механическом заводе (ПМЗ). Всего было выпущено 4636 экземпляров. Я патриот своей Отчизны но, тем не менее с грустью осознаю, что Россия, превосходя весь мир в ракето-строении, в корне отстаёт от авто и мото строения в мировом масштабе, изначально. Наш первый тяжёлый мотоцикл ПМЗ А-750 полная копия немецкого мотоцикла. Даже мотор, и тот передрали….. В 1931 году группой конструкторов под руководством Петра Владимировича Можарова было начато проектирование тяжелого мотоцикла. В ходовую часть, созданную по образу BMW, был вмонтирован V-образный нижнеклапанный 750-кубовый силовой агрегат, скопированный с Harley-Davidson .

SAD: Сегодня, 04 июля 2012 года, я возил внуков в музей техники, что находится недалеко от Ново Рижского шоссе (ближнее Подмосковье). Если фотки получились, ещё не «проявлял», выложу интересные фотки мотоциклов. И наших и, иных….

SAD:

SAD:

SAD: Когда наши «строители» хотели, они создавали внешний блеск штучным мотоциклам, как этот «ДНЕПР». Созданный для сопровождения кортетжэй… Они были и с люльками…. Ну а, начинка – дерьмо… как МОСКВИЧ по сравнению с МЭРСОМ….

SAD: Немцы хоть и козлы по жизни но, мототехнику умели и умеют делать. Как и в футбол играть…. Так что, нам надо смериться и строить самые лучшие в мире самолёты, танки и ракеты….. Ааааа, мото-автотехнику, пусть делают те, кому это дано от Бога…

nik248: Просто красивый "натюрморт" в мототему.

БЕРКУТ68: Нашел на дружественном форуме о мотоциклах на войне http://mototraveller.ru/2012/03/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B9-%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%B2-2/

Николай П-н: Углубляясь в историю мотоциклов не помешало бы вникнуть в некоторые их особенности. Во-первых: Самым крупным мотоциклом в мировой практике, похоже, является мотоцикл созданный в 2008 году 20-ю энтузиастами из Германии под руководством некого Тило Нибела. Длина этого чудища более пяти метров, а вес официально зарегистрированный в Книге рекордов Гиннесса для мотоцикла рекордный - 4740 кг. Двигатель к мотоциклу взят от советского танка T-55 с объемом 38 тысяч кубических сантиметров и мощностью 1000 лошадиных сил. (Ув. Ник 248 уже было представил этого монстра на ветке)

SAD: ПОВТОР с НОВЫМИ ФОТКАМИ Очень большая коллекция мотоциклов, в том числе и немецких-боевых, в «Музее техники Вадима Задорожного» в ближнем Подмосковье. Примечательно то, что они все отреставрированы и на ходу.

SAD:

Николай П-н: Во вторых: Самый крутой в мире реактивный мотоцикл мощностью 3,800 лошадиных сил сконструировал нкий энтузиаст Mad Ron Laycock. click here Честно говоря глубоко сомневаюсь в столь мотоциклетной мощи на "гаражном" энтузиазме, ибо самый современный танк получается такому монстру и в подметки не годится. Возможно ли это? Я понимаю - в данном случае эта мотоциклетная реактивная мощь если и возможна, но кратковременно, а потому она далеко далеко не тяговая. Однако прокомментируй, Командор, если готов, мою мысль своим техническим заключением.

Николай П-н: В третьих, мировой рекорд скорости на мотоцикле составляет 502 км/ч. Такую скорость развил американц Билл Уорнер (Bill Warner) в 2011 году на мотоцикле оборудованном турбонаддувом и тюнингованными обтекателями. Интересно, что Инет содержит еще некоторые интересные упоминания, что, например, некий Джон Холланд сумел развить скорость 519.59 км/ч, а еще один ас Крис Карр даже 564 километров в час. (???)

SAD: Николай П-н пишет: Однако прокомментируй, Командор, если готов, мою мысль своим техническим заключением. В целом ты прав. Здесь много нюансов - и удельная мощность, и крутящий момент, и масса двигателя, и передаточные числа трансмиссии и.т.д. Эта тема очень широкая и долгая для объяснения... Естественно наоборот, что этот мотоцикл танку в подмётки не годится... Хотя у танка, движок значительно слабее.

Николай П-н: Командор, впервые обратил внимание, что на бензобаках немецких мотоциклов прикреплены некие будем говорить изделия, которые поначалу мне даже показались прикрепленными туда немецкими касками десантного образца. Сейчас разглядев прихожу к выводу, что эта штука может служить "стопором" для тела мотоциклиста на пересеченных местностях - лучше держаться в седле.

nik248: Вот необычное применение мотоцикла.

Николай П-н: Ирбитский мотозавод в этом году выпустил необычную новинку: мотоцикл «Ямал» ограниченной серией ориентированной на американский рынок и который тут же стал экспонатом в частных американских коллекциях, ведь его тираж всего-то 50 экземпляров. К тому же «Ямал» далеко не дешевый - его цена 14250 долларов США. Однако самое необычное в нем то, что он единственный в мире мотоцикл оснащенный самым обыкновенным веслом, ибо на прикрепленном сбоку деревянном весле шутливая надпись, что с ним делать в случае чрезвычайной ситуации. Такое же название носит атомный ледокол, спущенный на воду в 1992 году и имеющий рисунок в виде зубов акулы на носу. Благодаря этому названию конструкторы (к слову сказать тоже американские) подчеркнули его сходство с одноименным атомным ледоколом: раскраской в оранжевый цвет, и рисунком на коляске в виде зубов акулы.

nik248: URL=http://www.radikal.ru][/URL]

nik248:

БЕРКУТ68: На втором фото эмблема Войск Дяди Васи - ВДВ. Послевойна. Безоткатка? Фото "зеркалка"?

nik248: Мотоцикл Kawasaki M1030B1 корпуса морской пехоты с двигателем M1030M1 от HDT, работающим на JP8 и дизельном топливе (надпись на баке).

nik248: ЭЭЭХХХ....мечта молодости....

nik248: Китайская "мотопедка". Мобильность обеспечена!

Михаил М-н: Углубимся в историю... Английский боевой квадроцикл. Вооружен пулеметом. Приводился в движение моторчиком в 1,5 л.с.

Михаил М-н: Секретный немецкий бронированный мотоцикл Type R (Pz-R). Весьма неустойчив и неудобен. Будучи опрокинутым выстрелом или взрывной волной, быть поднятым единственным членом экипажа уже не может… Оснащался турбокомпрессором с впрыском закиси азота, а также рядным 4-цилиндровым двигателем, часто воздушно-масляного охлаждения. Мощность двигателя более 1000 куб.см. - 190—205 л.с.

Михаил М-н: 20 сентября 2014 года на полигоне ЦНИИТОЧМАШ вместе с инженерами-испытателями протестировал новый брянский боевой квадроцикл, сообщил в своем твиттере вице-премьер Дмитрий Рогозин. Речь о квадроциклах зашла в ходе выездного заседание Совета военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ на территории 51 полка Тульской десантной дивизии. Тогда командующий ВДВ Владимир Шаманов провел экскурсию для вице-премьера Дмитрия Рогозина по выставке вооружений, разместившейся на полковом плацу. Наряду с современными образцами вооружения огневого поражения, автомобильной бронетехника, экипировки и боевого снаряжения десантника, ударных беспилотных летательных аппаратов, был представлен квадроцикл, на который тульские оружейники установили пулемет и гранатомет. Шаманов заявил, что таких квадроциклов пока нет на вооружении, но они нужны - около 400 штук. Представленный квадроцикл собран на Жуковском мотовелозаводе в Брянской области, который принадлежит российской машиностроительной компании «Веломоторс», производящей велосипеды, скутеры, мотоциклы, квадроциклы и мотороллеры под брендом «STELS». Так что теперь жуковский завод может рассчитывать на крупный оборонный заказ.

dachnik551: Михаил М-н пишет: Шаманов заявил, что таких квадроциклов пока нет на вооружении, но они нужны Потом военные запросят повесить лобовую броню,увеличить базу чтобы посадить еще двух десантников и колеса поменять на гусеницы

SAD: dachnik551 пишет: Потом военные запросят повесить лобовую броню,увеличить базу чтобы посадить еще двух десантников и колеса поменять на гусеницы И получиться новый танк Т-100......

nik248: Командир, что то вроде этого?

dachnik551: SAD пишет: И получиться новый танк Т-100 только привод педальный,завод все таки велосипедный и проблемы с топливом решены будут одним махом николай даже вооружение увеличил

nik248: dachnik551 пишет: николай даже вооружение увеличил У меня есть ещё варианты:

dachnik551: Вот это мыши.В любую щель залезут.

nik248: А вот транспортное средство ещё меньше: Колесница запряжённая блохой!

dachnik551: трицикл попробуй догони

dachnik551: А на такой пулемет на корме поставить знатная тачанка получится

nik248: Мусорное ведро - источник вдохновения многих конструкторов:

nik248: dachnik551 пишет: А на такой пулемет на корме поставить А на на такой и пушку можно поставить...

dachnik551: nik248 пишет: А на на такой и пушку можно поставить... наверху и так мортира установлена куда больше вседорожник

dachnik551: ветер в харю я .....

dachnik551: nik248 пишет: Мусорное ведро - источник вдохновения многих конструкторов: это скорее всего газель и ее собратья не надо ничего убирать и добавлять

dachnik551:

dachnik551:

dachnik551: конечно совсем не в тему вот бюджетный вариант

nik248: dachnik551 пишет: это скорее всего газель и ее собратья не надо ничего убирать и добавлять Тут я с тобой Дмитрий пожалуй не соглашусь - внешне Газель-НЕКСТ мне очень нравится: По моему симпатично

nik248: И миниганы им помощь!

dachnik551: nik248 пишет: внешне Газель-НЕКСТ мне очень нравится: внешне первые пол года может и ничего,а дальше о чем мы говорили. nik248 пишет: И миниганы им помощь! А здесь стволы надо крепить на вилку переднего колеса

nik248: Ещё один способ крепления оружия...

nik248: Zero MMX - бесшумный армейский мотоцикл для проведения спец-операций. США. Армия США пополнит свой транспортный парк бесшумными мотоциклами, которые специально разрабатывались для проведения спец-операций. Электродвигатель даст возможность уменьшить шумность и выделение тепла, а система инфракрасной подсветки позволить ездить в ночное время суток без фар. Главной особенность мотоцикла является использование электропривода. Кроме низкого уровня шума, электромотор, также способен существенно снизить выделение тепла, а еще по заявлениям разработчиков он улучшает управляемость: регулировки мощности и экономное торможение, во время которого энергия от вращения колес преобразуется обратно в электричество. Мотоцикл спроектирован специально для езды по бездорожью, а электро-компоненты изолированы и могут выдержать погружение в воду на один метр.

nik248: Электроцикл "ГранЪ".Разработка ООО "НИЦ электротехнического оборудования и материалов. "Гранъ" на одном заряде аккумуляторов способен проезжать до 220 км. При установке дополнительных батарей пробег увеличивается до 370 км. Вместительная рама электроцикла позволяет размещать большое количество Li-ion-элементов различных типов и собирать энергоустановку сложной конфигурации. Возможно комплектование батареей под конкретные задачи (тяговые, скоростные, дистанционные). "Гранъ" может быть оснащен мощными электромоторами от 3 кВт и выше, что позволяет достигать скорости 110 км/ч. Электроцикл "Гранъ" отличают высокая мобильность (его можно перевозить в багажном отделении легкового автомобиля) и непревзойденная проходимость на пересеченной местности (огромный клиренс плюс ход подвески 200 мм). Относительно небольшой вес (от 55 до 65 кг) позволяет переносить электроцикл через непреодолимые препятствия (что в случае использования квадроциклов и мощных мотоциклов просто невозможно).

dachnik551: Не самый крупный в мире но достоин уважения



полная версия страницы